В Дании проведена реформа системы школьного образования, преследовавшая две цели: усилить влияние родителей на жизнедеятельность школы и укрепить и расширить сотрудничество педагогов и детей. Для этого реформаторы постарались сократить цепь промежуточных инстанций между министерством (министерство объединяет управленческие и научные функции и поэтому называется министерством образования и исследований) и учебными заведениями. С 1 января 1990 года вступили в силу новые правила, по которым права школьной администрации заметно сократились. Деньги для школ накапливаются на счетах муниципалитета, откуда и распределяются по местам. Найм и увольнение учителей осуществляется муниципальным советом через школьный совет. Школьная администрация не вправе, как прежде, самостоятельно разделять учеников по способностям и на этой основе формировать классы. И, наконец, школьная администрация не может единолично распределять стипендии между учениками. Дело в том, что система дополнительного образования в Дании платная. И для поддержки талантливых детей создана система грантов, то есть стипендий. Кроме школьного совета, действуют педагогический и ученический советы. Первый работает под управлением директора и решает методические задачи. Ученический совет включает и школьников, и педагогов, но учителя имеют только совещательные голоса. Ученический совет связан со школьным советом, а тот, в свою очередь, с муниципальным. На усмотрение школьного совета оставлено определение стратегии развития учебного заведения. В школьный совет входят 7 родителей, два педагога, два ученика и представитель мэрии, имеющий право совещательного голоса. Ни министерство, ни муниципалитеты не вправе регламентировать их деятельность. С точки зрения возможности выбора траекторий на уровне среднего образования, датские школьники не располагают большими возможностями. Секторизация в области среднего образования неразвита, также как и стратификация учебных заведений на более и менее престижные. Среднее образование в Дании является бесплатным и всеобщим. Это одна из наиболее демократических систем, наряду со Швецией и Нидерландами. Все дети от 7 до 17 лет обучаются в общей средней школе (Folkescole). Выдаваемый по окончании обучения в школе сертификат (studentereksamen) является необходимым и достаточным условием для поступления в высшее учебное заведение. Только на самом последнем этапе обучения в средней школе ученики выбирают для себя специализацию в одной из трех областей: общенаучной (сертификат Secondary School Leaving Certificate), коммерческой (Higher Commercial Examination), технической (Higher Technical Examination).
Источник материала: http://edu.otpusk.com/ |