Американская система высшего образования отличается от российской в первую очередь гораздо большей свободой выбора изучаемых предметов: поступая в университет, студент выбирает только «колледж», в котором собирается получать свою главную специальность (major). В строгом смысле колледж не соответствует нашему факультету: например, в college of liberal arts and sciences, где я изучаю классическую филологию, можно изучать также статистику, биологию и многие другие дисциплины. При этом существуют отдельно college of medicine, college of pharmacy и college of nursing. При этом весть первый семестр или даже весь первый год обучения студент может колебаться в выборе того, какую основную специальность он хочет получить, так как, во-первых, в каждом колледже существует свой (довольно, впрочем, небольшой) набор основных дисциплин, которые следует изучить всем студентам, и, во-вторых, то количество часов по основным предметам, которое требуется, чтобы получить основную специальность, почти всегда можно набрать за оставшиеся три года. Таким образом, многие студенты весь первый год только «примериваются» и пробуют всего понемножку. Для каждой специальности существует свой набор дисциплин, обязательных для изучения, а также более широкий список курсов, из которых студент должен взять несколько по своему выбору. При этом общее количество курсов, которое должен изучить студент, чтобы получить диплом (бакалавра), существенно превосходит количество обязательных курсов и курсов по выбору, требуемых для основной специальности. Поэтому большинство студентов получают также дополнительную специальность, часто никак не связянную с основной. Студент дневного отделения должен быть занят не менее 12 академических часов в неделю (академический час = 50 минут) в течение четырех лет (сравните с тем, сколько часов получается у нас). Если ты на третьем году обучения решил поменять специальность, это значит, что ты остаешься в университете еще года на два-три и берешь все необходимые для новой специальности курсы. Такая структура обучения приводит к тому, что студенты должны почти полностью сами планировать свое обучение и часто пытаются изучать более сложные курсы, не получив представления об основах своей дисциплины. Это усугубляется еще и тем, что в американских школах почти не преподаются такие дисциплины, как химия, биология и физика. В последнее время университеты пытаются помочь учащимся проводить планирование, вводя prerequisition — список предметов, который студент должен изучить, прежде чем брать какой-либо курс высокого уровня сложности. В результате образование получается скорее «широкое», чем «глубокое», и «гуманитарное» в худшем смысле этого слова: языком могу трепать про что угодно, а вот конкретных навыков почти нет. Способствует этому и то, что (не только на уровне школы) образование пытаются превратить в развлечение и ориентируются в основном на самых слабых студентов; при этом в течение первого месяца каждого семестра студент может отказаться от любого курса, на который он зарегистрировался, если чувствует, что курс для него слишком труден или неинтересен; в принципе, отказаться можно даже после первого экзамена, который проводится в середине семестра, особенно если студент получил за него двойку, и эта двойка не появится в аттестате (но появится пометка «отказался»). Конечно, такая система позволяет не платить за совершенно ненужные курсы, на которые студент по ошибке записался, но одним из главных ее последствий является безответственное отношение к учебе. А еще студенты пользуются этим, чтобы «зондировать» преподавателей: может, в этом семестре этот курс читает строгий дяденька, так мы откажемся и подождем, авось в следующем попадем на добрую тетеньку. Ну и экзамены, в основном, проходят в тестовой форме, что не может не огорчать: студенты начинают считать, что они должны тут выучить кучу фактов, а вовсе не научиться мыслить на качественно новом уровне. Впрочем, критерии выставления оценок довольно строгие: студент, давший меньше 60% правильных ответов, однозначно получает двойку, а на пятерку надо набрать больше 90%. Из положительных примеров хочу добавить следующее: обычно преподаватель в начале семестра раздает студентам расписание, какими темами и когда они будут заниматься, а часто и расписание домашних занятий на семестр. Очень удобно, и никто не скажет, что, мол, вчера не успел записать, что задано (и студентам тоже удобно, потому что это гарантирует, что преподаватель тщательно продумал ВЕСЬ курс заранее); там еще обычно расписаны критерии проставления оценок, так что студент всегда знает, что важно, а что можно проскочить просто так. У каждого преподавателя есть приемные часы (обычно 3-4 часа в неделю) — больше как-то и не надо, чтобы на вопросы отвечать. Использованы материалы: http://www.otpusk.com/ |