Туризм является шестнадцатым по величине промышленным сектором Канады, дающий доход примерно в 2% от национального ВВП. Более чем полумиллиона человек заняты в 160000 фирмах и компаниях, связанных с индустрией гостеприимства. В 2004 году этот сектор национальной экономики принес стране доход, исчисляемый в 55.8 мрд канадских долларов. По сравнению с 2003 годом экономический рост оставил 6.8%. Канада относится к одним из наиболее популярных туристических стран. По данным Всемирной Туристической Организации за 2003 год страна кленового листа занимает двенадцатую позицию по доходам, получаемым от иностранных туристов. Судя по отчетам Канадской комиссии по туризму, двенадцатая позиция в этом списке не может устраивать страну, имеющую такой высокий потенциал для развития туризма, поэтому руководители этой отрасли намерены приложить больше усилий для привлечения иностранных туристов в страну. Одной из таких мер является подготовка квалифицированных кадров для индустрии гостеприимства. Программы по гостиничному менеджменту в Канаде преподаются как в колледжах, так ив университетах. Как говорят сами канадцы, колледжи учат делать, а университеты – думать. Среди десятка колледжей, в которых можно получить эту степень, можно было бы отметить Ниагарский колледж (Niagara College). Это обусловлено не только его программами, но и его уникальным местоположением. Ниагарский регион, известный прежде всего своим водопадом, который причисляют к нерукотворным чудесам света, разделяет озера Онтарио и Эри. В основном это аграрный регион, отличающийся своей экологической чистотой. Основное население района сосредоточено в трех небольших городах: Велланде (46000 населения), Ниагара Фолс (79000 населения) и Ст. Катаринс (127000 населения). При относительно небольшой плотности населения эта область является излюбленным местом туристического паломничества. В год сюда приезжают до 14 млн туристов. Кампусы колледжа находятся в Велладне и Ст. Катаринсе, отделенными друг от друга расстоянием в 25 км. Из всего разнообразия курсов, преподаваемых в колледже, можно выделить ряд программ, специфических для данного региона, и вместе с тем способных обеспечить неплохие шансы на трудоустройство в других странах. К ним относятся виноделие (Winery and Viticulture Technician) и направления, связанные с гостиничной и туристической деятельностью. Наверное, трудно себе это представить, но в районе Ниагары двадцать лет тому назад успешно прошли опыты по выращиванию винограда, и с тех пор виноградарство и виноделие стали основными направлениями региона, вытесняя традиционное садоводство. Благодаря уникальным природным условиям этот район является одним из немногих в мире, где производят так называемое “замерзшее вино” (ice vine). Для достижения наилучшего результата виноград должен быть подвергнут воздействию первых заморозков и, лишь после этого гроздья снимают и отправляют на переработку в винодельню. Благодаря наличию собственных виноградников и цехов по производству и разливу вина студенты этой специальности могут на практике участвовать во всем технологическом процессе. Те студенты, что постигают тонкости гостиничного менеджмента и туризма, также находятся сейчас в гуще событий. Дело в том, что, несмотря на обилие туристов в этом уголке Канады, туризм здесь носил сезонный характер, и зимой местные отели и рестораны не могли работать на полную мощь. Туристы предпочитали совершать наезды из Торонто и использовать развитую инфраструктуру мегаполиса. Но несколько лет назад сюда пришел игорный бизнес и стали строиться казино и пятизвездочные отели. Это потянуло за собой всю инфраструктуру индустрии развлечений и обслуживания – рестораны, косметические салоны, оздоровительные центры и т.д. Следствием этого стала потребность в большом количестве специалистов, обладающих необходимой квалификацией. Только для обслуживания одного казино требуется не менее 8000 человек персонала. Поэтому колледж сейчас готовит не только традиционные кадры для отелей и туризма, но и крупье, и сомелье, а также через Кулинарный институт поваров и кондитеров. Доля выпускников школы гостиничного менеджмента и туризма Ниагарского колледжа, занятых в обслуживании местной индустрии гостеприимства и развлечений, доходит до 95% от всего количества работающих. Впрочем, на специалистов в области туризма и гостиничного хозяйства, вышедших из стен Ниагарского колледжа, спрос существует и вне переделов региона. На традиционные ярмарки вакансий, устраиваемые колледжем дважды в год, приезжают работодатели, представляющие крупные отельные сети и круизные компании. Что же касается университетов, то степень бакалавра в области гостиничного хозяйства можно получить в университетах Нью Брансвика (University of New Brunswick), Маунт Ст Винсент (Mount Saint Vincent University), Райерсона (Ryerson University) и Гельфа (Guelph University). На двух кампусах университета Нью Брансвика, расположенных в городах Фредериктон и Сэнт Джон, обучаются 10000 студентов. Университет является одним из старейших англоговорящих высших учебных заведений Канады и первым государственным вузом Северной Америки. Степень бакалавра в области гостиничного менеджмента и туризма можно получить здесь на кафедре прикладного управления, входящей в состав факультета бизнеса. Это так называемая «кооперативная» программа (co-op), подразумевающая обязательное прохождение практики. Университет Маунт Ст Винсент находится в городе Галифаксе, столице провинции Новая Шотландия. Это небольшой вуз, в котором обучается примерно 4400 студентов. Гостиничное дело здесь изучается на факультете профессионального образования. Параллельно с изучением этой дисциплины на факультет можно изучать бизнес-администрирование и по выпуску из университета дополнительно к степени бакалавра получить профессиональной диплом. Университет Райерсона находится в многомиллионном космополитичном Торонто. Студенческое население университета составляет 14000 человек. Шестой год подряд в рейтинге журнала “Маклинс” Райерсон занимает первое место в категории “Лидеры завтрашнего дня” среди университетов, в основном обучающим по бакалаврским программам. Бакалавра коммерции в области гостиничного менеджмента и туризма можно получить здесь за четыре года обучения, включая практику. А в университете Гельфа обучают гостничному хозяйству не только на уровне бакалавриата, но также МВА. Тонкости управления гостиницей здесь преподают в Школе гостиничного менеджмента и туризма, открытой в 1969 году. На уровне МВА программы студенты изучают экономику и особенности гостиничного и туристического бизнеса, управление доходами, маркетинг, управление качеством предоставляемых услуг, безопасность и риски, стратегическое управление гостиничным хозяйством. Для поступления на МВА в области гостиничного менеджмента и туризма университета Гельф требуется как минимум три года профессионального опыта работы. Использованы материалы: http://www.parta.org/ |