Система образования БразилииСовременная система образования Бразилии начала складываться несколько позже, чем в большинстве стран Латинской Америки. Еще в 70-х годах прошлого столетия около 20 процентов населения старше пятнадцати лет было неграмотно. Но к концу ХХ века в области просвещения были достигнуты существенные результаты. Система образования Бразилии включает в себя как государственные (на уровне федерации, штата и муниципальных округов), так и частные учебные заведения, которые охватывают дошкольное образование, начальную (I уровня) и среднюю (II уровня) школы, университетское образование и послеуниверситетскую подготовку. Начальное образование в Бразилии находится в ведении муниципалитетов, среднее - штатов, бесплатное высшее - государства.
По бразильской Конституции 1988 года, 18% доходов от государственных налогов и 25% от налогов штатов и муниципальных округов идут на нужды образования. Министерство образования Бразилии контролирует всю систему высшего образования в целом. Главным распорядительным органом является Федеральный Совет по образованию. Федеральное правительство содержит, по крайней мере, один федеральный университет в каждом штате. Бразилия имеет собственный механизм финансовой поддержки частной высшей школы, где с 1975 года существует система государственного кредитования частных светских вузов, позволяющая учащимся почти полностью возмещать плату за обучение, а также покрывать и часть дополнительных личных расходов. Другим средством государственного обеспечения частной высшей школы является деятельность PANF (Программы поддержки негосударственных учебных заведений). В середине 80-х годов Бразилия, одной из первых в Латинской Америке, начала выделять средства студентам на обучение в аспирантуре и докторантуре; этим правом могут пользоваться учащиеся как государственных, так и частных вузов. В Бразилии ведется постоянный контроль за качеством обучения на всех уровнях системы образования. Работает Координационная система по совершенствованию кадров высшего образования (CAPES), ответственная за аккредитацию учебных программ в аспирантуре и докторантуре бразильских университетов и Федеральный совет по образованию, задачей которого является «авторизация и официальное признание» частных вузов. CAPES, кроме аккредитации учебных программ последипломного уровня, также ведает выделением стипендий для обучения бразильских студентов как внутри страны, так и за рубежом, осуществляет международное сотрудничество, накапливает и обрабатывает информацию о состоянии высшей школы, анализирует результаты аттестации аспирантов и докторантов. Оценка учебных программ последипломного уровня раз в два года проводится специальными комиссиями, члены которых выбираются из университетской среды и в которых постоянно проводится ротация состава. Получаемые CAPES результаты служат для выработки как государственных, так и негосударственных проектов финансовой поддержки последипломного уровня обучения. В частности, на основе получаемых результатов бразильские университеты получают ту или иную долю денежных и материальных средств со стороны государства через Национальный совет научно-технического развития. Оценкой уровня обучения в государственных вузах ведает Секретариат по высшему образованию при министерстве просвещения по предварительному согласованию с Советом ректоров бразильских университетов. За последние два-три года в стране были осуществлены две программы по оценке качества высшего образования: был проведен общенациональный выпускной экзамен, объявленный обязательным для получения диплома о высшем образовании. Кроме того, в 1994 году вступила в действие новая программа институциональной проверки и аттестации бразильских университетов (PAIUB), последовавшая за созданием соответствующей Национальной комиссии. Институциональная аттестация в рамках PAIUB проводится при добровольном желании всех членов данного вуза, она является этапом, следующим после «внешнего обследования». При этом инспектируются все стороны университетской жизни, а не только сам процесс обучения; проводится сравнительный анализ работы данного вуза с другими. В процессе аттестации в равной мере не предусматриваются ни поощрения (в случае особо впечатляющих результатов), ни наказания (в случае обнаружения недостатков). |